?

Log in

No account? Create an account

[icon] Люди Айнумосири - статья об аборигенах Японских островов (часть третья) - мусор,полезный и неочень
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (Flickr).

Tags:, , , , ,
Security:
Subject:Люди Айнумосири - статья об аборигенах Японских островов (часть третья)
Time:11:45 pm
Current Mood:pessimisticpessimistic




http://maavpa.livejournal.com/621717.html (часть первая)
http://maavpa.livejournal.com/621925.html
 (часть вторая)

Вожди Косамайну, братья Сёякодзи и Танасягаси

В 428 г. в Матомай прибыл изгнанный из пределов клана Цугару (на северной оконечности Хонсю) некий Андо Норисуэ. Вслед за ним появился еще один авантюрист из Муцу, приговоренный к смерти собственными родителями. Его звали Такэда Нобухиро. Через три года айны, возмущенные бесчинствами людей Норисуэ, начали военные действия. Они выступили под предводительством вождя хоккайдских эдзо по имени Косямаин. Это искаженная на японский лад форма имени; я думаю, его звали Косамайну.

По поводу хроник Мацумаэского дома Д. Н. Позднеев замечал: «Летописи эти имеют у себя… все недостатки односторонности, восхваления японцев и порицания всего того, что идет в том или другом отношении против них. Ими унаследована от китайцев вся терминология, по которой неприятели японцев являются мятежниками и разбойниками, война с туземцами называется усмирением разбойников, те из туземцев, которые изменяют своим соплеменникам и продают их японцам, выставляются добродетельными, верными японскому правительству, заслуживающими похвалы и наград». Эту характеристику следует учитывать, т. к.история аборигенов Хоккайдо вплоть до XIX в. известна почти целиком по записям клана Мацумаэ.

Итак, Косамайну с сыном, собрав крупный отряд, «произвел нашествие на страну с большой свирепостью». Это выступление, надо полагать, охватило всю территорию, где жили японцы. Возможно, японцы были бы истреблены или изгнаны с Хоккайдо, но Такэда Нобухиро, объединив потрепанные и деморализованные силы колонистов, возглавил оборону и в конце концов добился победы, хотя и находился на грани разгрома. За эти заслуги Нобухиро получил руку дочери знатного самурая Какидзаки Сусэсигэ и был принят в клан. Вскоре он «сделался правителем страны Осима… и положил основание здешним владениям. Все это имело место в 1 г. правления Цёороку (1457 г.). Отсюда, – утверждает хроника, – можно считать этот год годом основания клана Мацумаэ». Ставкой Нобухиро был построенный им близ Мацумаэ замок Кацуяма. Потомки Нобухиро присвоили себе родовую фамилию Мацумаэ и стали именоваться даймё – удельными князьями. «Когда власть Мацумаэского дома усилилась, он подчинил провинцию Осима себе, Лежавшие от Камэда на востоке до Кумаиси на западе, на протяжении 60 ри, 77 поселений были названы владением клана Мацумаэ». 60 ри составляют примерно 235, 5 км; значит, ближайшие потомки Нобухиро владели крошечным княжеством, в котором умудрялись различать «восточные» и «западные» владения.

Айны, отмечал Д. Н. Позднеев, были полными хозяевами острова, окружавшими японцев со всех сторон даже в южной части, именуемой Осима. Японские поселения теснились у самого входа на Хоккайдо со стороны Цугару. Из своих замков японцы рисковали показываться редко, предпочитая плавать на военных судах вдоль берега. Айны же нападали даже на главные замки Мацумаэ, доходило до штурмов и поджогов. Восстание Косамайну положило начало череде кровавых сражений хоккайдских айнов против японских захватчиков. Оно существенно затормозило экспансию мацумаэских самураев, охладило их агрессивный пыл и принудило к крайней осторожности.

Даже при четвертом правителе Мацумаэ, почти до конца XVI в., власть клана охватывала лишь соседние с Осима земли будущих провинций Сирибэси и Ибури. А что касается самого сердца айнских владений в нынешней провинции Хидака, то лишь при девятом правителе, уже в XVII в., впервые значится запись о том, что в замок Фукуяма явились с данью айны из Сару. Но и на территориях, номинально принадлежавших клану, его реальная власть не шла далее нескольких населенных пунктов вдоль морского побережья, которые можно было контролировать с помощью флота. На Хоккайдо повторялась ситуация, столетиями присущая северным владениям тэнно на Хонсю.

Но к концу XVI в. ситуация стала существенно меняться. Завершалось объединение Японии. Сёгун Хидэёси Тоётоми покорил многочисленные княжества на Кюсю, Сикоку и Хонсю. Владения империи все ближе подступали к проливу Цугару. Мацумаэские даймё все чаще наносят визиты в императорскую столицу. В 1591 г. Такэдо Ёсихиро, третий правитель Мацумаэ, выступил на стороне японского сёгуна и подавил мятеж феодала Огасавары Масадзанэ. В том походе участвовали и айны Хоккайдо. «Отряды осадили замок Фукуока. Ёсихиро приказал айну стрелять отравленными стрелами, от которых умирали все…». Но до конца XVIII в. Мацумаэский клан оставался суверенным княжеством, т. е. по-прежнему считался в Японии соседним государством.

В условиях своего возвышения клан начал последовательно захватывать айнские земли. «Отношения даймеоского дома к айнским племенам почти могут характеризоваться одним словом : истребление», – подчеркивал Д. Н. Позднеев. О. Рюноскэ признавал, что до основания клана айны Эдзо пребывали в расцвете и были многочисленными, с усилением же Мацумаэ они постепенно приходили к упадку. Но этот процесс растянулся по крайней мере на период первых десяти правителей, т. е. до конца XVIII в. Все это время айны боролись за свои земли и независимость с исключительной солидарностью, мужеством и эффективностью. А ведь самураи, в том числе и хоккайдские, слыли отличными воинами. Большинство переселенцев на Хоккайдо были выходцами из северных провинций Хонсю, с той пограничной черты, где на протяжении столетий в основном и формировалось военное сословие самураев, закаленное в постоянной борьбе с аборигенами и многое заимствовавшие у них в военном искусстве. Здесь сложились стойкие военные обычаи буси, так изумлявшие европейцев. Военное дело было основным занятием кэраи (вассалов) Мацумаэ, причем отношения с айнами не позволяли ржаветь их оружию и доспехам. И все же они чаще терпели жестокие поражения, чем блистательные победы над «дикарями» эдзо. А побеждали обычно в двух случаях: хитростью, коварством и вероломством – или многократным численным перевесом.

В 1512 г. айны подняли восстание и захватили три замка – Усигэси, Синори и Ёкурамаэ. Три знатных самурая в знак поражения совершили харакири. Через год айны взяли штурмом еще один замок – Одатэ, и снова три самурая вспороли себе животы. «Мятежники… разрушили все буддийские и синтоистские храмы и алтари и убили всех их хранителей и бонз», – сообщает хроника.

В 1515 г. был осажден замок Токуяма, в опасности оказался сам правитель клана Такэда Мицухиро. Айны были весьма близки к полной победе, которая могла привести к истреблению и изгнанию захватчиков. Но айнские вожди братья Сёякодзи позволили заманить себя в ловушку – они вошли для переговоров в замок, где их во время праздничного угощения убили. Этот прием японцы применяли многократно.

В 1529 г. последовало новое крупное восстание – на Мацумаэ надвинулись отряды вождя Танасягаси. Вассалы Ёсихиро потерпели поражение. И опять самураи обманули айнского вождя, убили его, после чего истребили отряд повстанцев.

Всякий раз Мацумаэские летописцы стараются уверить в том, что айны усмирены навсегда или надолго. Но восстания следуют одно за другим: в 1531, 1536, 1643, 1662 г. …

Война под предводительством Сакусайну

Кульминацией длинного ряда кровавых событий стало грандиозное восстание, которое возглавил 80-летний вождь племени сибуцяри. Речь идет о крупной территориальной группе туземцев, жившей в долине реки Сибуцяри/Сибицяри. В исторических источниках имя этого лидера называется по-разному: Сягусаин, Сягусяин, Сямусяин, Сякусэн, Сюусэн, Сюуэн. Я буду называть его Сакусайну, хотя это имя могло звучать и Самусайну. Японский исследователь Синициро Такакура назвал этого вождя в числе трех наиболее известных в истории Хоккайдо родовых глав айнов. Если о других предводителях воссаний хроники, как правило, лишь упоминают, то Сакусайну получил в ней колоритную характеристику: «Огромного телосложения и чрезвычайно сильный, он с легкостью поднимал несколько сот кин… Влияние его было огромно. Его боялись и дальние, и ближние эдзо». (Для сведения: 1 кин равен 600 г.)

Что стало причиной восстания? Незадолго до начала событий Мацумаэ распространил влияние на айнов Сару. Между тем Сару, селение и долина реки, а также местные вожди по традиции пользовались у айнов острова особым пиететом. По айнской мифологии, именно здесь впервые спустилось на землю верховное божество. Это был центр, вокруг которого группировались племена острова, это была своего рода столица Эдзо.

Борьба под началом Сакусайну вышла далеко за рамки обычного восстания, по значимости и масштабам она стала освободительной войной, длившейся около четырех лет. Восстание тщательно готовилось, айны вооружались, строили оборонительные валы и укрепления, вели наблюдения за передвижениями японцев и их военной структурой. Кроме того, Сакусайну сумел объединить под своим началом максимальное число айнских родовых глав. Если верить летописи, он и его зять Риттоин планировали полное уничтожение Мацумаэского клана и захват внешней торговли. Всего к восстанию примкнули «сорок эдзоских начальников».

Интересно, что противником Сакусайну, попытавшимся сорвать весь замысел и убитым заговорщиками, был некто Оннибиси, будто бы потомок Ёсицунэ из местности Хои в долине Сару. Его подчиненные оказались, видимо, единственной группировкой туземцев, державшей сторону японцев. Возможно, это объяснялось соперничеством Оннибиси со старым вождем Сару за верховенство среди хоккайдских эдзо.

В 1669 г. большой отряд айнов захватил свыше 30 казенных и купеческих судов, прибывших в княжество. По описанию, в нападении участвовало «несколько тысяч эдзосцев». Только в следующем году весть об этом достигла правителей клана и вызвала ответные меры. Кэраи Какидзаки Сакудзаэмон с 300 воинов вторгся в Сару, но попал в окружение отряда Сицирицямаэна – одного из вождей восстания. Войско самураев и еще 500 японцев с трудом укрылись в укреплении. На подмогу вышла армия, которую возглавил сам Мацумаэ Ясухиро, регент и дядя малолетнего мацумаэского даймё.

Решающее сражение произошло на речке Куннуи и длилось полдня. Мастерство и мужество айнов уже не могло принести им победы. У японцев появилась артиллерия и другое огнестрельное оружие. Айнские стрелы не пробивали тяжелые доспехи самураев. Понеся сильный урон, повстанцы укрылись в горной тайге и перешли к партизанской борьбе. Преследуя их, каратели жгли деревни и истребляли население. Передовой отряд, которым руководил Сато Гондзаэмон, захватил Сару и воздвиг укрепления близ Сибуцяри.

В ответ на вызов Гондзаэмона, сделанный в оскорбительной форме, Сакусайну появился с отрядом и окружил укрепления самураев. Но он не подозревал, что на подходе – огромная армия врага. Японцам удалось уговорить вождя повстанцев безоружным войти во вражеское логово. Всем участникам переговоров гарантировалась безопасность. «Свято чтя обычаи гостеприимства, айну особенно часто попадались на удочку приглашения их японцами в гости, и здесь падали жертвами вероломства…», – отмечал Д. Н. Позднеев.

На переговоры, которые завершились пиршеством, были приглашены сам Сакусайну, два его младших брата, Цинтэкаи и Сиравэси, вожди Хагука, Катэнку и Маканоскэ. В разгар застолья раздался нарастающий гул – приближались пехота и конница японцев. Тотчас началось истребление безоружных гостей. Сакусайну был изрублен на куски. Погибли 25 айнских вождей, дожидавшихся результатов переговоров возле лагеря, и все, кто был с Сакусайну. Скрыться удалось только Сиравэси. Самураи живьем жгли осажденных, на костер отправили и захваченного в плен Риттоина. Еще 16 плененных вождей были доставлены в Мацумаэ – судьба их неизвестна.

На обратном пути оставшиеся эдзосцы преследовали армию. Далее есть несколько красноречивых записей в летописи клана. В 1670 г. «Мацумаэ Хирохото и Какидзаки Хиротака… отправились в Ёици и усмирили оставшуюся партию мятежников». В 1671 г. «Какидзаки Хиробаяси прошел с 300 солдатами в Сираои, где истребил оставшихся мятежников». В 1672 г. «Ясухиро в 6-й луне опять отправился в Куннуи и усмирил оставшихся повстанцев». Так каждая запись опровергает предыдущую. Видимо подавить антияпонскую войну, которая охватила огромную территорию, был сложно.

Но так или иначе, к концу XVII в. Мацумаэский клан расширил влияние на значительную часть Хоккайдо. Непокоренными оставались только туземцы северо-востока, сопротивлявшиеся даже в XVIII в. На мысе Носяппу – самой восточной точке Хоккайдо – есть памятник японцам, которые погибли здесь в 1785 г., сражаясь с айнами.

Система басё – японская сегрегация на Хоккайдо

После поражения айнов в войне 1669-1672 гг. остров в целом уже принадлежал клану. Обладая многочисленными вооруженными силами, флотом и рядом опорных пунктов на побережье и в низовьях крупных рек, японцы установили жестокий колониальный режим сегрегации, известный как система басё – «мест», т. е административных округов. В период Кэнсэи (1789-1800) существовало 43 басё на востоке и, вероятно, около того же числа – на западе. Кроме этих территориальных единиц в айнских землях, была территория Мацумаэ-ци, т. е. клана. Айны не могли селиться на этой земле, а японцы, кроме чиновников и предпринимателей, – на землях басё.

В каждом басё были прибрежные пункты с японскими гарнизонами, почтовой службой, лавками и рыболовными предприятиями. Исключительными правами на торговлю и рыболовство пользовались вассалы Мацумаэ, но самураи не желали заниматься предпринимательством и перепродавали свои прерогативы откупщикам из Японии. В рыболовных пунктах, называвшихся ундзёя, туземцев привлекали к принудительному труду. Работать заставляли не только мужчин, но и женщин с детьми. Такая практика эксплуатации резко нарушила традиционный уклад айнов, издревле добывавших средства к существованию комплексным хозяйством, сочетавшим охоту, рыболовство, собирательство и примитивное огородничество.

Уклоняясь от японского гнета, айны покидали побережье и переселялись вглубь острова, в тайгу и сопки, в верховья рек. Там концентрировались кимун котан (селения горных лесов), а писун котан (приморские селения) редели и исчезали. Сохранившиеся же превращались в новый тип существования аборигенов, всецело зависимый от японцев, от предоставляемой ими работы, платы за нее и товаров.
Процесс разложения традиционного айнского общества углублялся, вел к вымиранию и этнокультурной деградации. Всецело этому способствовала японизация в широком смысле – как административная, так и культурная. «Немаловажное содействие истреблению айну оказывал тот порядок управления айнскими племенами, который японские летописи называют системою цивилизования или улучшения нравов, – отмечал Д. Н. Позднеев. – Все доходные статьи мацумаэских владений отдавались, как от лица самих даймё, так и от лица их вассалов, в полное и бесконтрольное заведование японским откупщикам, применявшим к айнским племенам те же приемы культуртрегерства, которые применялись и в других странах… Приемы эти сводились к спаиванию туземцев спиртными напитками, истощению их непосильными работами, отбиранию наиболее красивых и молодых женщин к себе в наложницы. К этому нужно еще прибавить постоянно отмечаемые летописями эпидемические болезни, как то корь и оспа, и голодовки, которые истребляли целые поселения айну».

«Революция Мэйдзи», положившая начало буржуазным преобразованиям в Японии, имела далеко идущие последствия для Хоккайдо. Во-первых, с Мацумаэским кланом как отдельным княжеством было навсегда покончено, а вместе с тем – и с прежней системой басё. Во-вторых, за 20 лет (1884-1903 гг.) население острова за счет колонизации возросло со 190.938 до 843.717 человек – в четыре с лишним раза. Это окончательно превратило айнов в ничтожное нацменьшинство. Их земли бесцеремонно захватывались и перераспределялись между новопоселенцами и предпринимателями, природная среда преобразовывалась и уничтожалась, айнские селения таяли, жители сокращались в числе и распылялись по острову в поисках заработков и возможностей выжить. Оставшихся аборигенов стали административно переселять, сосредоточивая в селениях особого режима, постепенно превращавшихся в резервации декоративно-показного, на потеху туристам, типа. В таких «потемкинских деревнях» они в основном живут и поныне.

Собственно, что этим и закончилась история отношений айнов с японцами, как, впрочем, и сама история былых воинственных эбису http://kosarev.press.md/Ain-jap-1.htm
http://tebe-i-vsem.ru/node/1229


comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry

[icon] Люди Айнумосири - статья об аборигенах Японских островов (часть третья) - мусор,полезный и неочень
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (Flickr).