?

Log in

No account? Create an account

[icon] Загадочнй народ Айну - мусор,полезный и неочень
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (Flickr).

Tags:, , , ,
Security:
Subject:Загадочнй народ Айну
Time:02:35 am
Current Mood:awakeуиуиии

Курильцы (курилы, курильские мужики, курильские камчадалы). Этот народ некогда населял остров Сахалин и Курильские острова, а также южную часть Камчатки от реки Большой на западе и Авачинской бухты на востоке - эта часть территории полуострова так и называлась Курильская землица (многие путают ее с Курильскими островами, открытыми и освоенными несколько позже, чем Камчатка).
Свое название Курильские острова получили по имени народа, их населявшего. "Куру" на языке этих людей означало "человек", "курилами" или "курильцами" их называли казаки, а сами себя они звали "айну", что по смыслу мало отличалось от "куру".Когда в XVII веке русски землепроходцы достигли "самого дальнего востока",где,как им думалось,твердь земная соединяется с твердью небесной,а оказались безбрежное море и многочисленные острова,они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими,как у европейцев, глазами, с крупными,выступающими носами,похожие на мужиков южной России,на жителей Кавказа,на гостей из Персии или Индии,на цыган,-на кого угодно,только не на монголоидов,которых казаки повсеместно видели за Уралом.

 

 
http://www.taiwandna.com/ProfileAmandaAinu.jpg

С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определённому выводу они не пришли.


 Культура курильцев, или айнов, прослеживается археологами на протяжении как минимум 7 000 лет. Они жили не только на Курилах, которых называли "Куру-миси", то есть "земля людей", но и на острове Хоккайдо ("Айну-мошири"), и в южной части Сахалина. Своей внешностью, языком и обычаями они существенно отличались как от японцев на юге, так и от камчадалов на севере.


Американский антрополог С.Лорин Брейс,из Университета штата Мичиган в журнале "Горизонты науки",№65,сентябрь-октябрь 1989г. пишет:"типичного айна легко отлечить от японцев:у него более светлая кожа,более густой волосяной покров тела и более выступающий нос".



Брейс изучил около 1100склепов японцев,айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу,что представители привелегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов,а не Yayoi(монголоидов), предков большинства современных японцев.Далее Брейс пишет:"..это объясняет,почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи - потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии,что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов,в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi".
Итак,несмотря на то,что сведения о происхождении айнов утеряны,их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых,достигшем самого края Дальнего Востока,смешавшихся затем с местным населением,что привело к формированию правящего класса Японии,но,вместе с тем,обособленная группа потомков белых пришельцев-айны-до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство.
  





(женщины Айну)

Само название "Айну" означает"человек", или "мужчина". Происхождение народа остаётся неясным.Айну часто относят к австролоидам,но эти предположения основываются на сходстве черт лица,толосложения,волосяного покрова и т.д. Последние исследования дают возможность предположить их близкие рассовые связи с тунгусами,алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. На Японских островах айны появились окол 8-7 тысяч лет назад,создав неолитическую культуру Дзёмон.
Архиологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге.Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им было менять,скажем,благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток??

(женщина Айну за плетением циновки)

(жилище Айну..)

Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику,загадочные статуэтки догу,а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке,если не в мире. Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия,и земледелие,став рыболовами и охотниками,по сути,сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах,крепостях и замках,но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках. У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей,элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития. В I тысячелетии до н.э. на земли айнов стали вторгаться мигранты,которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточённо сопротивлялись натиску,и порой весьма успешно. Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля,велся интенсивный культурный обмен. Случалось,родовые айны влияли на политику японских феодалов.


(семья Айну и японец с медведем)))

В период правления Ямато,около 500 г. до н. э. ,Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы. В период Мейджи (Meiji) - 1868 - 1912 гг. - они получили статус бывших аборигенов , но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г., в Европе сведения о них появились в 1586г.






Необходимо сразу же отметить, что обширные земли, включающие Сахалин, Курильские острова, Хоккайдо и даже северо-восток Хонсю с незапамятных времен являлись территорией расселения айнов, так называемой айну-мосири. Японцы начинают продвижение на северо-восток с начала VI века, вытесняя айнов с их исконных мест проживания.

Вот как описывает процесс продвижения на север японцев известный специалист в области русско-японских отношений Вада Харуки: "Айны в древности населяли северо-восток Хонсю. Режим Ямато с конца VI в. начал завоевывать их земли. Японцы называли айнов "эдзо". В середине VII в. айны, жившие в Цугару (север Хонсю), подчинились режиму Ямато, но то и дело поднимали восстания и выходили из-под его власти… Подчинение айнов, живших на северо-востоке, продолжалось на протяжении всей эпохи Хэйан (795-1185). Кто-то из айнов был убит, кто-то бежал через пролив (на Хоккайдо). Японцы проникли на юг Хоккайдо в эпохи Камакура (1185-1333) и Муромати (1336-1573). Однако они проживали лишь в прибрежной полосе, занимаясь торговлей и рыболовством. Такое положение сохранялось в основных чертах с середины XV до середины XVII века"  . Таким образом, остров Хоккайдо до середины XVII века оставался населен айнами, а влияние Японии не распространялось дальше юга острова (полуостров Осима).

Карта   

(так карта выглядела раньше и сейчас..)


Северные территории 



В середине XV века на юге Хоккайдо утвердился клан Какидзаки. В сборнике документов и материалов "История советско-японских отношений: проблема северных территорий", посвященном территориальной проблеме, хронология русско-японских отношений начинается именно с истории о клане Какидзаки: под 1456 годом записано: "Какидзаки Нобухиро ведет войну против вождя айнов Косямайна. Борьба продолжалась последующие 100 лет. Айны уходят на север.



(обряд "Йоманте" (Iyomante) принесения в жертву б-гам медведя, пару лет выращенного в деревне.)




     Влияние айнов на основу культуры Японии:

 Самураями в широком понимании этогослова в феодальной Японии называли светских феодалов. В узком понимании этого понятия - это военное сословие мелких дворя. Так что получается, что самурай и воин это не совсем всегда одно и тоже. 
Считается ,что понятие самурая зарождалось в VIII в. на окраинах Японии (юг, север и северо - восток). В тех местах где  происходили постоянные стычки между императорскими наместниками,расширяющими империю, и местными аборигенами. Жестокие войны на окраинах проходили до IX в. и всё это время власти этих провинций всеми силами пытались устоять под гнётом постоянной опасности в дали от центра империи и её войск. В таких условиях они были вынуждены самостоятельно вести  оборону и создавать собственные военные формирования из мужского населения. Важным моментом становления самурайства был переход от призывного формирования дружины к постоянному профессиональному войску.Как мы видим,необходимость в услугах самураев возростает,что не могло не сказаться на их численности. Ещё одним каналом появления самураев , кроме вооружённых слуг крупных землевладельцев,были поселенцы. Им приходилось буквально отвоёвывать землю у айнов и власти не экономили на вооружение поселенцев. Эта политика принесла свои плоды. Прживающие в непосредственной близости от неприятеля,"адзумабито"(люди востока) оказывали тому довольно эффективное противодействие. Здешний самурай это уже не грабитель,посланый даймё,что бы забрать последнее,а скорее защитник.

Но айны были не только внешней угрозой и условием для консолидации и становления северных самураев. Определённый интерес представляет и взаимное проникновение культур. Многие обычаи сословия воинов перешли от айнов,например харакири - обряд ритуального самоубийства,ставший в последствии одной из визитных арточек японских самураев,комплекс воинской доблести бусидо тоже изначально пренадлежал айнам.Японские ритуал жертвования имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау...так же традиция татуирования тела берёт свои корни именно от них.


 


 
 
 

 
(это так называемые шаблоны..татуировки жителей островов..именно Айну:(самый крупный узор))

       

 
(происхождение и отличие узора в зависимости от проживания..)






Женщины Айну татуировкой на лице обозачали своё семейное положение. По узорам на губах,щеках и веках можно было определить,замужем ли женщина и сколько у неё детей. Очень разнообразные татуировки встречаются на руках,между пальцами. Так же как и у других народов обилие татуировок у женщин символизировало её выносливость и плодовитость. Но татуировались не только женщины..поводом этому служило их верование:считалось что человека от животного отличает, умение украшать собственное тело. Позже традиция татуировки от айнов ,закоренилась глубоко в культуре Японии. С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни.Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти — судьба. Отдельным видом японской татуировки является особая женская татуировка какуси-боро ("скрытая") , выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры. Такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания.     У женщин айну была традиция надрезания кожи между пальцев и втирания краски.

 

Но в некоторых случаях татуировка служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб,за второе - дугообразную,а за третье - ещё одну. В итоге получалась композиция,составляющяя иероглиф ИНУ - собака. В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных,затрудняя их побег и облегчая опознание.
С распостранением христианства обычай татуировки стал безжалостно искорениться,как составная часть языческих обрядов,и практически угас.Так же на протяжении времён уничтожался и этот народ.


По переписи населения Российской империи 1897 года 1446 человек указали своим родным языком айнский, почти все из них на Сахалине (в то время весь Сахалин принадлежал России, а Курилы - Японии; южный Сахалин отошел к Японии после войны 1904-05 гг.)
После советско-японской войны 1945 большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (отчасти также добровольно эмигрировало) в Японию. 7 февраля 1953 г. уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): "запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР". Этот запрет просуществовал недолго, уже в начале 1970-х возобновились публикации айнского фольклора.
В настоящее время айнов в России уже почти не осталось, в Японии же, начиная с периода интенсивной колонизации японцами острова Хоккайдо, айны считались "варварами", "дикарями" и социальными маргиналами (японское понятие яп., эбису, использующееся для обозначения айнов, означает также "варвара, дикаря"). С целью завоевать позиции в обществе они активно японизировались, скрывали своё происхождение, принимали японские имена, язык и культуру, и их численность на протяжении XIX-XX вв. резко сокращалась и сокращается.
Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят); в настоящее время айны Хоккайдо перешли на японский язык, айны России - на русский, и айнский уже практически можно считать мёртвым (очень мало людей старшего поколения на Хоккайдо ещё немного помнят язык. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек). У айнов не было своего письма, однако существовали богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе,многие из них были записаны Брониславом Пилсудским.

О. Сахалин. Айнские дети, первая справа  дочь Бронислава Пилсудского Кимура Сэйко.

 Некоторые исследователи (Эдо Найланд) сопоставляют язык айнов и басков.

В 1875 году, когда Курильские острова были отданы Японии, часть жителей островов Шумшу и Парамушир переселились на Камчатку и жили в селах Явино и Голыгино - в местах исконного проживания курильских камчадалов. Позже, уже при Советской власти в период укрупнения рыболовецких колхозов многие жители этих сел переехали на постоянное жительство в село Запорожье Усть-Большерецкого района.


Сейчас на Камчатке проживают лишь 12 айну.С просьбой помочь узаконить статус их национальности к камчатским парламентариям обратилась родовая община Айну.Активисты общины ведут поиски и других соплеменников, однако, по их мнению, этот процесс пойдет гораздо быстрей, если айну получит законный статус малочисленного народа России, тогда как в настоящее время этот народ входит лишь в перечень коренных малочисленных народов мира.

Ссылки на заимствование материалов:
http://blog.goo.ne.jp/tako_888k/e/863ee32da991b31aea35e257a84dc257
http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post115062620/
http://www.kamchadaly.ru/?con=nkam&id_nk=1
http://www.y-asakawa.com/nihon-tansaku%202007-2008/ainu2.htm
http://www.dfo.gov.ru/news/7-02042008-20245.htm


Фольклор Сахалинских айнов Б. Пилсудский: http://www.icrap.org/Folklor_sachalinskich_Ainov.html
Письма Брониславу Пилсудскому: http://www.icrap.org/ru/tarodzi4-1.html
Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов
(начало XVII - начало XIX века)http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0016(03_09-2000)&xsln=showArticle.xslt&id=a22&doc=../content.jsp
Айну- прошлое и настоящее.док.фильм 2007г: http://visant.etnos.ru/fest/mfiva_4/catalogue.php
дальнейшая история развития татуировки в Японии: http://lims007.livejournal.com/667440.html
http://www.diary.ru/~s-fitrizir/p43158125.htm
о начале самураев..: http://www.siroi.ru/symbol_of_japan.html
http://www.kamlib.ru/library.php?page=obd4_kur
 и тут   http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/154/
Визуальные образы мира в сибирском шаманизме: http://www.ruthenia.ru/folklore/visual/Antropology/Html/Antropol/T4/hrestoma.htm
 
 

comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 07:50 am (UTC)
очень интересно!
из написанного выходит, что Курилы мы японцам зря разбазарили,
они вообще на этой островной гряде гости, и на каком праве они требуют их обратно?)

фотки не все видны.

в тебе случаем кровь айну не замешана?))
(Reply) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 08:38 am (UTC)
ящяс ещё буду редактировать пост,во ночью у меня уже сил не было...будут ещё ссылки о обрядах и шаманизме...ну и те фото приведу в порядок..

вообще териториально и исторически Да..японцы во многом не правы..

и НЕТ)))во мне нет их крви...зато есть цыганская,молдавская,украинская,русская и французская..у меня в жилах гремучая смесь)))
(Reply) (Parent) (Thread)


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 09:57 am (UTC)
про обряды и шаманизм - очень интересно,
бум ждать)
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 10:08 am (UTC)
да я уже дополнила))о обрядах ещё у Пилсудского чуток написано...

слушай пока собирала к посту материал,наткнулась на странную статью (подбитую разными фактами,но обсолютно...странную..)о Скифском происхождении китайской и японской культур... http://www.proza.ru/2009/09/05/143 даже незнаю что об этом думать..
(Reply) (Parent) (Thread)


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 11:02 am (UTC)
интересно, интересно)
с учетом того, что история 50-летней давности у нас переписывается кому как удобнее, то возникает вопрос, что мы можем реального узнать о возникновении ранних цивилизаций, что нам позволят узнать.
в этом смысле, мне очень интересна запрещенная археология.
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 12:16 pm (UTC)
в этом смысле эта статья оч интерестная..
да вообще..я как начала копать,так немогла остановится..действительно удивительно в какой степени один народ повлиял на целый плат культуры..и корни айнов совершенно загадочные...
я ещё не писала,о расшифровке татуировок на руках(бо семейное положение они отмечали на лице)..символика многих знаков связана с космосом..либо взаимодействие человека со вселенной,либо космическое происхождение всего..я чуток недопоняла,бо текст на японском,а переводчик у меня такой себе..
короче столько вопросов поднимается..

я просто немогла ненаписать это всё,хоть очень для меня это тяжело..
(Reply) (Parent) (Thread)


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 01:23 pm (UTC)
да, здорово, что ты все это написала!
тебе респектосы и благодарности)

а вот про космическое происхождение и взаимодействие со вселенной
и прочая космогония - это вообще любимые темы! очень интересно!
если чего найдешь - пиши!
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 01:39 pm (UTC)
.)))ага))
я тут уже кинула ссылку..
но к сожалению,по теме символики и происхождения татуировок айнов,на русском,английском,сведений вообще ненайти,только на японском... и то..этож только отрывки из большого текста,оооочень тяжело разобраться...
но если будет что то действительно интерестное и вярегодное,то конечно выложу..
(Reply) (Parent) (Thread)


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 11:03 am (UTC)
кстати некоторые фотки все равно не видно...
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 11:19 am (UTC)
ну б....лин(((проверяла сразу всё было нормально..щяс смотрю и ..правда..(меня это уже задалбывает(()Щя исправлю..
(Reply) (Parent) (Thread)


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 12:14 pm (UTC)
уже все отлично!
не злись)
это в тебе цыганская кровь забурлила)))
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 12:19 pm (UTC)
да всё нормаьно..я вспыличивая,но отходчивая)))
(Reply) (Parent) (Thread)


moralez
Link:(Link)
Time:2010-02-10 01:25 pm (UTC)
а отходчивая - это из-за русских корней, явно))
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 01:29 pm (UTC)
:))))
незнаю...возможно))
(Reply) (Parent) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2010-02-10 12:03 pm (UTC)
всё...вроде бы..лучше уже не будет..
ну у меня всё высветляется..
(Reply) (Parent) (Thread)


weldzone
Link:(Link)
Time:2011-03-31 04:32 pm (UTC)
ничего лучше про этот народ не видел
(Reply) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2011-03-31 05:14 pm (UTC)
в смысле пост понравился???
меня вообще Айны оч интерисуют,щяс собераю более углублённо материалы по татуировкам,орнаментам их предназначению и истории появления..у них всё это было оч взаимосвязано..
(Reply) (Parent) (Thread)


koroleni
Link:(Link)
Time:2011-12-13 05:04 pm (UTC)
чрезвычайно интересно!
спасибище!
(Reply) (Thread)


maavpa
Link:(Link)
Time:2011-12-13 05:08 pm (UTC)
да незачто)..для меня это вообще идея и тема фикс!!)))..абсолютиный здвиг)
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] Загадочнй народ Айну - мусор,полезный и неочень
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (Flickr).